Warning: include(ssi/head.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 10

Warning: include(ssi/head.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 10

Warning: include(ssi/head.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 10

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'ssi/head.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 10

Застывший взгляд

Заказать книгу почтой


Warning: include(ssi/left_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 21

Warning: include(ssi/left_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 21

Warning: include(ssi/left_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 21

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'ssi/left_menu.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 21

Райнер Пацлаф

Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей

Застывший взгляд

Рассматривая цветную репродукцию, скажем, какой-нибудь картины, мы тоже можем заметить, что она составлена из тысяч крошечных растровых точек.

Но когда наш взгляд падает на них, они неизменно сохраняют свои свойства — цвет, освещенность и четкость.

А теперь попробуем представить себе такую странную печать, которая выцветает до неузнаваемости, как только ее касается взгляд зрителя: его глаза могут напрягаться сколько угодно — стоит им приступить к фиксации какого-нибудь места, как точки растра на нем уже почти обратились в ничто.

Оптическое впечатление от такой картины всегда было бы сильно размытым.

Но как раз в этой ситуации и оказываются глаза телезрителя: куда бы они ни направлялись, целая картина от них всегда ускользает.

Тут мы имеем дело со странным явлением — постоянно светящиеся точки растра, которых взгляд тщетно ищет на экране, появляются на сетчатке, но при этом собственная активность глаз в значительной степени отключена.

Сюда добавляется и полное замирание аккомодационных движений, т. е.

вращений глазного яблока, с помощью которых угол оптических осей глаз постоянно изменяется, приспосабливаясь к смене расстояний до объектов, как происходит, к примеру, в театре, когда нужно четко видеть находящихся на разных расстояниях от зрителя актеров и кулисы.

При телепросмотре же расстояние до экрана остается неизменным, и потому глаза, приспособившись к нему один раз, уже не делают аккомодационных движений, пока взгляд направлен на экран.

Что же происходит, когда сканирующие усилия нигде не находят опоры, а растровая картинка и без них возникает на сетчатке?

Столь оживленная в других случаях деятельность глаз становится ненужной и почти целиком сменяется пассивностью.

Взгляд цепенеет, превращаясь во всем знакомый "телевзгляд".

Народная мудрость неспроста назвала прибор, вынуждающий принимать столь противоестественную установку, "ящиком для идиотов"*.

Но было бы ошибкой думать, будто "оцепеневший взгляд" — недостаток телезрителя: такой взгляд с первого же мгновения навязывается ему самой природой телекадра, и никто не в состоянии избежать этого принуждения12.

_______________________
* Соответствующее немецкое слово вызывает представление о пустом, бессмысленном взгляде.

— Здесь и далее звездочками отмечены примечания переводчика.


Разумеется, сознание телепотребителя сопротивляется такой информации: ведь на своем опыте он не замечает никаких изменений и как раньше, так и теперь чувствует себя полностью свободным и активным.

Увы, все проводившиеся до сих пор исследования доказывают обратное.

В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад13.

Если сравнить это число с 2 — 5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40 — 100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.

Другое свидетельство существенного снижения активности глаз при телепросмотре — диаметр зрачков, который толкуется исследователями как показатель степени активности мозга ("кортикальной активации", стимуляции деятельности коры головного мозга) и соответственно как индикатор бодрствующего сознания.

В 1980 г. при показе одного и того же фильма с одними и теми же размером и яркостью изображения было обнаружено "заметное сокращение диаметра зрачков" в том случае, когда фильм демонстрировался не на кино, а на телеэкране14.

Впрочем, телевидение уже и внешними факторами вызывает снижение естественной деятельности органов чувств вдвое: во-первых, оно приводит к полной остановке аккомодацию глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется.

Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком.

Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах.

А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров (12 х 16 дюймов), то поле зрения оказывается суженным до 6 — 7 градусов, т. е. сокращается на 97%15.

Даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения.

А в пределах 6 — 7 градусов глаза, как мы видели, не имеют возможности совершать свободные движения.

Но если активность глаз сводится на нет, то их оцепенение передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно.

Врачи называют такое двигательным застоем — но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело — просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение.

Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами.

То, что при этом происходит, — не более и не менее, как атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность.

Тут имеет место снижение, деградация активности, застои воли, а тем самым и деградация личности.


оглавлениеоглавление читать дальшечитать дальше





Warning: include(ssi/reclama.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 117

Warning: include(ssi/reclama.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 117

Warning: include(ssi/reclama.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 117

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'ssi/reclama.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 117

Warning: include(ssi/right_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 124

Warning: include(ssi/right_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 124

Warning: include(ssi/right_menu.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 124

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'ssi/right_menu.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php5.2/share/pear') in /pub/home/usinnet1/glob/tv_bad_07.php on line 124